воскресенье, 3 ноября 2013 г.

Мировой марафон. Рецепт №2. Köttbullar - шведские фрикадельки для Карлсона:)

У меня не часто получается  убить двух зайцев одним рецептом, и вот этот тот редкий случай - рецепт идет в копилку моего мирового марафона и присоединяется к флешмобу Заремы, посвященному кулинарным темам в художественных произведениях. Забегая вперед, сразу хочу поблагодарить Зарему за стимул - я так давно хотел приготовить шведские фрикадельки, но, думаю, еще бы долго откладывал. Почему фрикадельки, интересуетесь вы?! Ну, во-первых, каждая страна имеет право на свои фирменные мясные шарики, так же как и на рождественское печенье - и пусть между ними разница зачастую практически не ощутима - все-таки круто приобщиться к чему-то традиционному, да?!:) Во-вторых, Швеция всегда была для меня одной из лучших стран мира (наравне с Данией и Канадой, а также Нидерландами и Норвегией, в которых я еще не был). И, наконец, с детства эта сказочная страна ассоциируется у меня с Астрид Линдгрен - Калле Блумквист, Эмиль (тот, который из Лённеберги) и, конечно же, трилогия о Малыше и Карлсоне - эти книги я перечитывал не один раз. Чаще всего, именно "Карлсона, который живет на крыше". Последний раз уже в достаточно взрослом возрасте - мне было где-то чуть за двадцать... и, кстати, сейчас бы с удовольствием снова взял в руки эту замечательную книгу (советский мультфильм, безусловно, хорош, но книги все же в 100 раз лучше).  Эх, молодость, молодость...:))) Конечно, в "Карлсоне..." есть множество замечательных линий, но все-таки одной из...да, уютной что ли, является кулинарная! Чего только стоят посиделки Малыша и Карлсона, с плюшками и какао, да с неторопливыми диалогами...сногсшибательный соус Фрекен Бок...или башенки из фрикаделек (хорошо, в переводе - тефтелек, но мы то знаем, что это были фрикадельки, аха)...

"...Зато  на  полу возвышалась башня из кубиков. Очень высокая башня. И хотя Карлсон мог бы, конечно,  построить  из  кубиков подъемные  краны  и  любые  другие вещи, на этот раз он просто оставил один кубик на другой, так что в конце концов получилась длинная-предлинная,     узкая  башня, которая сверху была увенчана чем-то, что явно должно было изображать купол:   на самом верхнем кубике лежала маленькая круглая мясная тефтелька......Да, это  была  для         Малыша очень  тяжелая  минута.  Маме, конечно,  не  понравилось,  что  ее тефтелями               украшают башни из кубиков, и она не сомневалась, что это была работа Малыша...."




"...Фрекен Бок вытаращила на него глаза.
     -Ты  еще со мной разговариваешь? Ты бы лучше помолчал да пошел бы на кухню и принес  мне несколько тефтелек!
     Малыш радостно засмеялся.
     -Да, после таких прыжков появляется зверский аппетит, - сказала она.
     -Угадай, кто лучший в мире подносчик тефтелей? -- сказал Карлсон, убегая на кухню.
     Потом Карлсон,  Малыш  и  фрекен  Бок,  сидя  на  кровати, уплетали  прекрасный  ужин  с  таким  аппетитом,  что  за ушами трещало. Карлсон принес из кухни полный поднос еды.
     - Я обнаружил  яблочную  запеканку  с  ванильным  соусом. Кроме   того,  я   прихватил       ветчины,  сыра,  колбасы,  соленых огурчиков, несколько сардин и кусочек печеночного           паштета.  Но, скажи  на милость, куда ты засунула торт со взбитыми сливками? Его я не нашел..
     -У нас торта нет, - ответила фрекен Бок.
     У Карлсона дрогнули губы.
     -И ты полагаешь, что можно наесться тефтелями,  яблочной запеканкой  с  ванильным          соусом,  ветчиной,  сыром,  колбасой,солеными огурцами да двумя жалкими крохотными         сардинками?
     Фрекен Бок поглядела на него в упор.
     -Нет, -сказала она подчеркнуто спокойным тоном. - Но ведь есть еще и печеночный паштет.
     Никогда еще Малышу не было так вкусно. Малыш, и Карлсон, и фрекен  Бок  сидели  рядком  на кровати и жевали, глотали, и им было так уютно втроем!..."



"...Время после обеда Малыш провел наверху у Карлсона,  в  его домике  на  крыше. Он             объяснил Карлсону, почему надо оставить в покое фрекен Бок.
-Понимаешь, она хочет сделать торт со взбитыми сливками,потому что мама, и папа, и Боссе, и Бетан возвращаются завтра домой.
Карлсону это показалось убедительно.
     - Да,  если она делает торт со взбитыми сливками, ее надо оставить в покое. Опасно  низводить домомучительницу, когда  она взбивает сливки, а то она скиснет, а вместе с    ней и          сливки.


"...Карлсон выключил моторчик, Малыш  кинулся  к  нему,  чтобы  его обнять,  но  Карлсон      отпихнул Малыша своей пухленькой ручкой и сказал:
     - Спокойствие,   только   спокойствие!   У   тебя    есть какая-нибудь еда? Может, мясные     тефтельки или что-нибудь в этом роде? Сойдет и кусок торта со взбитыми сливками.
     Малыш покачал головой:
     - Нет,  мама сегодня не делала мясных тефтелек. А торт со сливками бывает у нас только по праздникам.
     Карлсон надулся:
     - Ну и семейка у вас! "Только по  праздникам"...  А  если приходит  дорогой старый друг, с    которым не виделись несколько месяцев? Думаю, твоя мама могла бы ипостараться  ради         такого случая.
     - Да,  конечно,  но  ведь  мы не знали... - оправдывался Малыш.
     - "Не знали"!  - ворчал  Карлсон.  -  Вы  должны  были надеяться!  Вы  всегда  должны         надеяться,  что я навещу вас, и потому твоей маме каждый день надо одной рукой жарить         тефтели, а другой сбивать сливки.
     - У  нас  сегодня  на  обед  жареная  колбаса,  - сказал пристыженный Малыш. - Хочешь       колбаски?
     - Жареная колбаса, когда в гости приходит дорогой  старый друг,  с  которым не виделись    несколько месяцев! - Карлсон еще больше надулся. - Понятно! Попадешь к вам в дом  -             научишься набивать брюхо чем попало... Валяй, тащи свою колбасу.
     Малыш  со всех ног помчался на кухню. Мамы дома не было - она пошла к доктору, - так      что  он  не  мог  спросить  у  нее разрешения.  Но  ведь  Карлсон  согласился  есть  колбасу. А   на тарелке как раз лежали  пара  ломтиков,  оставшихся от обеда. Карлсон  накинулся на них,   как ястреб на цыпленка. Он набил рот колбасой и засиял как медный грош.
     - Что ж, колбаса так  колбаса.  А  знаешь,  она  недурна. Конечно,  с тефтелями не сравнишь, но от некоторых людей нельзя слишком многого требовать..."


А вот это вообще одна из моих любимых фраз - очень рациональное решение, к слову.И правда, зачем много свечей...:

"...Он решил поговорить с мамой. Будь что будет, но невозможно праздновать день рождения  без Карлсона.
     - А чем нас будут угощать? - спросил  Карлсон,  перестав дуться.
     - Ну  конечно,  сладким  пирогом.  У меня будет именинный
пирог, украшенный восемью свечами.
     - Хорошо! - воскликнул Карлсон. - Знаешь, у меня есть предложение.
     - Какое? - спросил Малыш.
     - Нельзя ли попросить твою маму  приготовить  нам  вместо одного пирога с восемью свечами восемь пирогов с одной свечой?
     Но Малыш не думал, чтобы мама на это согласилась...."


Возвращаясь к фрикаделькам, скажу, что это большая ответственность, т.к. очень сложно найти аутентичный рецепт - я вообще думаю, что есть некий эталонный рецепт, который варьируется от семьи к семье. И так получилось, что у меня нет одного первоисточника - эта некая квинтэссенция множества  вариантов, найденных в сети. Что точно гарантирую - они намного вкуснее фрикаделек из IKEA (ха-ха, как минимум конины у меня нет в составе). Единственное, в чем я точно виноват - у меня получились достаточно темные фрикадельки, они все-таки должны быть максимально светлыми...Зато соус получился шикарный:))) И вообще, было очень душевно, с картофельным пюре да брусничным джемом....Так что, Зарема, спасибо еще раз за наш вкусный ужин:))) 


Ингредиенты:
Фрикадельки: 
750 гр. фарша (микс свиного и говяжьего);
1 небольшая луковица (у меня несколько шалот, измельчить);
100 гр. белого хлеба (у меня чиабата, подсушенная);
50 мл. молока;
50 мл. (33, но можно меньше%) жирных сливок;
1 крупное яйцо;
Ок. 1 ч.л. соли;
Щедрая щепотка черного молотого перца;
Щедрая щепотка тертого мускатного ореха;
Щедрая щепотка молотого имбиря;
Маленькая щепотка молотого кардамона;
Маленькая щепотка молотой корицы (честно - мое дополнение:))
2 ст.л. сливочного масла (для лука);
Оливковое+сливочное масло (для фрикаделек)

Хлеб измельчить в крошку, залить сливками и молоком, оставить на 10 минут. В сковороде распустить 2 ст.л. сливочного масла и обжарить в нем лук, до слегка золотистого цвета. В миске соединить фарш, обжаренный лук, яйцо, хлебный мякиш (отжать), соль и специи, быстро размешать до однородного состояния. Если получился фарш суховат - добавить немного сливок из-под хлеба. Но бывает случается и обратный эффект - слишком влажный. В этом случае, пусть может быть, это и не по-шведски, я всегда под рукой имею немного кукурузной муки или семолины (мелкого помола) - пара столовых ложек спасает результат, а на вкус никак не влияет! 

Сформировать влажными руками фрикадельки, 3-4 см. в диаметре. На чистой сковороде растопить немного сливочного + оливкового масла и на достаточно сильном огне обжарить фрикадельки (если сковорода не большого диаметра - лучше в два этапа), чтобы образовалась легкая корочка, но не сильно потемнели, минут 10. Периодически потряхивать сковороду, переворачивая фрикадельки, или используя лопатку, но очень аккуратно:) После чего убавить огонь, и довести фрикадельки до готовности, минут 10-15, все также периодически помешивая.

Соус Brunsås
4 ст.л. сливочного масла (у меня соленое);
300 мл. говяжьего бульона;
100 мл. сливок 33%;
3 ст.л. пшеничной муки;
1 ст.л. соевого соуса;
Соль

В сковороде распустить сливочное масло. Просеять муку, хорошо размешивая венчиком. Когда мука соединится с маслом и немного потемнеет, влить бульон. Продолжать готовить, помешивая, минуты 3. Далее присоединить сливки и соевый соус, а также присолить по вкусу. Оставить еще на пару минут, и снять с огня. В принципе фрикадельки можно поместить прямо в этот соус, и довести их в нем до готовности, но мне хотелось получить их по отдельности. Соус - сказка, несмотря на то, что я не люблю муку в соусах. Но она здесь ничуть не чувствуется....


Ну вот и все, друзья...Осталось только приготовить картофельное пюре (гулять так гулять - добавьте в него немного теплых сливок и щедрый кусок сливочного масла - думаю, Карлсон бы одобрил). И да...брусничный джем, не очень сладкий и с цельными ягодами - без него это будут уже не шведские фрикадельки....:)))


















8 комментариев:

  1. Так вы скоро и до норвежской кухни доберётесь:))) Коричневый соус мы готовим практически также, правда никогда не используем соевый соус) спасибо, что напомнили об одной из любимых детских книг...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, если шведская или датская более-менее знакома, то ничего норвежского еще не готовил, нужно исправляться:) Уже, кстати, у вас в блоге на днях делал исследование - на тему, что бы придумать такого:)

      Удалить
    2. да, оч интересно было бы посмотреть со стороны на норвежский кулинарный шедевр в вашем исполнении:))) я, к сожалению, большинство блюд на блоге и не выставляю, на предмет большой специфичности используемых ингредиентов...как, например, фаршированное сердце оленя или заливное из бараньей головы на Рождество:)))))))

      Удалить
  2. Да без джема никуда с такими то фрикадельками! я готовила, и джем был...но муж сказал фии! ничего не понимает!

    ОтветитьУдалить
  3. Живем в Швеции, но местные фрикадельки не любим :) Как-то очень не вкусно :) Правда, и сами их не делали ) Может, и стоит попробовать :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага, может стоит - в конце-концов всегда рецепт можно немного адаптировать под свои вкусы:)

      Удалить
  4. Я Тара Омар, сейчас живу в Беларуси. В данный момент я вдова с четырьмя детьми, и я застряла в финансовом положении из-за мировой пандемии, и мне нужно было рефинансировать и оплачивать свои счета. Я пытался получить ссуды в различных кредитных компаниях, как частных, так и корпоративных, но безуспешно, и большинство банков отказали мне в кредите. Но, как угодно Богу, меня представили человеку Божьему, кредитному специалисту, работающему с группой инвесторов, которые готовы профинансировать любой проект по ставке 2% взамен. Мистер Бенджамин Ли дал мне ссуду в размере 150 000,00 долларов США и сегодня я владелец бизнеса, и мои дети в данный момент преуспевают, если вам необходимо связаться с какой-либо фирмой по поводу обеспечения кредита без стресса, без проверки кредитоспособности, без совместной подписи с процентной ставкой всего 2% и лучшими планами и графиком погашения пожалуйста, свяжитесь с г-жой Бенджамин Ли (247officedept@gmail.com). Он не знает, что я делаю это, но теперь так счастлив, что я решил рассказать людям больше о нем, а также я хочу, чтобы Бог благословил его больше. Вы можете связаться с ним через его приложение Whats-App: + 1-989-394-3740. .

    ОтветитьУдалить